Тема применения российскими войсками на Украине боевых отравляющих веществ является постоянно действующим сюжетом украинского, да и в целом западного нарраттива последних как минимум трёх с половиной лет. В СМИ, с подачи различных разведывательных органов стран НАТО и соответствующих украинских структур регулярно всплывают яркие, но на поверку оказывающиеся бездоказательными историями о применении российской стороной веществ из I и II списка ОЗХО. Заявления подписываются, как правило, весьма экзотическими разведывательными организациями вроде Федеральной разведслужбы Германии (BND) и двух нидерландских спецслужб-военной разведки (MIVD) и службы разведки и безопасности (AIVD), присутствие которых на территории Украины по сравнению с американцами, англичанами и французами, весьма скромное. В то же самое время поставки содержащих БОВ боеприпасов со складов армии США зачастую оказывается вне внимания западной прессы. Вместе с нашими корреспондентами исправляем это досадное недоразумение.
***
Первые сколько-нибудь конкретные сообщения украинской стороны о применении россиянами боевых химических веществ появились только 11 апреле 2022 г. во время боев в Мариуполе, когда пресс-служба полка «Азов» рассказала о «сбросе с российского беспилотника ядовитых веществ или сильнодействующих ядовитых веществ преимущественно удушающего действия. Предполагается, что это мог быть зарин. В результате химической атаки пострадало три человека». На опубликованном видео потерпевшие очень убедительно описывают, что видели что-то похожее на дым или туман. Основная симптоматика пострадавших: гиперемия лица, повышение давления, сухость и жжение в области носоглотки, слизистых участков глаз, тахикардия, шум в ушах, удушье, головокружение. Определить, какое вещество применялось, обследовать эпицентр происшествия и сделать токсикологический анализ, «не представляется возможным из-за полной блокады, ведь россияне его постоянно обстреливают».
Подачу немедленно подхватил Лондон, который уже 12 апреля 2022 г. в Twitter министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс отреагировал на сообщения о химическом оружии в Мариуполе: «Сообщается, что российские войска могли применить ядовитые вещества при нападении на жителей Мариуполя. Мы срочно работаем с партнерами для проверки деталей. Любое применение такого оружия будет безжалостной эскалацией этого конфликта, и мы потребуем от Путина и его режима ответа».
В итоге никаких более весомых доказательств так и не появилось, как и не нашлась упомянутая сердобольными азовцами «пожилая женщина, которая среди пострадавших гражданских хуже всех себя чувствует». Даже пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби вынужден был признать, что «не может подтвердить сообщение о том, что российские войска применили химическое оружие в Мариуполе.
Записка #110: Применение химического оружия в ходе конфликта на Украине в 2014-2025 гг.
И подписывайтесь на наш «Бусти».