Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

Алексей Саниев — инструктор по туризму, путешественник, член Общественной палаты Воронежа, создатель популярнейшего пешеходного маршрута в 65 км (Большой воронежской тропы). Человек респектабельный, примерный семьянин. Но есть у его жизни и тайная сторона…

Тайная — для коллег из Общественной палаты, а вот в зоне СВО секрет Алексея хорошо известен. Он, совершенно гражданский человек, занимается разминированием опасных территорий и в своём гараже конструирует инженерно-сапёрных роботов.

Конечно, его талант на него свалился не с неба — сапёрному Алексей обучился в армии, служил на Северном Кавказе. А когда началась СВО, решил помочь. Сначала возил гуманитарку, потом собирал «лепестки» в Донецке, расчищал Мариуполь, где получил два ранения. Во время первого, когда рядом взорвался «лепесток», едва не лишился глаза. Второе случилось, когда диверсанты попытались заминировать гражданский госпиталь.

Алексей работал в Противоминном центре Минстроя (прежде чем запускать строительную технику, нужно было очистить Мариуполь от всего взрывоопасного). Опытных рук в тот момент не хватало, поэтому никто не спрашивал: «Военный? Гражданский?» — если разбираешься, то работай. И Алексей чистил город от опасного мусора: от ручной гранаты до авиабомбы. Собирал и передавал военным для уничтожения.

«Не знаю, сколько нашли другие, но если сложить всё, что нашёл я, набрался бы целый «Камаз», — вспоминает он.

Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

Самодвижущиеся гусеничные тележки Алексей передаёт бесплатно знакомым сапёрам.

Григорий КУБАТЬЯН

В свободное от основной работы время — по выходным — Алексей разминировал госпиталь. Потому что какие могут быть выходные, если в любой момент люди могут погибнуть?! Этот госпиталь устроили во дворе 3-этажного здания бывшего интерната, и вот там оставались неприятные сюрпризы. Алексей их обезвредил не меньше десятка.

- Неразорвавшиеся снаряды и миномётные мины торчали в стенах, — рассказывает сапёр. — Я поддевал их ломом и доставал за хвостовик. Потом складывал в уличной беседке, огораживал и вызывал Противоминный центр.

В один из дней его попросили срочно приехать. У здания рухнула стена. Как будто что-то взорвалось. Работники госпиталя собирались идти в подвал за инвентарём, но опасались, потому что в городе орудовали диверсанты, расставлявшие мины там, где уже прошли сапёры.

- На первом этаже школы жил бездомный с собаками, — рассказывает Алексей. — У него было 15 собак, и я был уверен, что на первый этаж диверсанты не сунутся. А вот подвал был уязвим.

Опасаться вроде было нечего: он проверял подвал раньше, но что-то показалось подозрительным — как будто здесь кто-то побывал или даже ночевал. В глаза бросилась лежащая на пути армейская куртка ВСУ. Он аккуратно коснулся её щупом, и… эта предосторожность спасла ему жизнь. Под курткой сдетонировала спрятанная мина ПОМ-2 — в замкнутом помещении раздался мощный взрыв.

Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

Ближайшая задача Алексея — научиться делать собственные колёса. А потом добиться герметичности корпуса, чтобы робот мог идти по воде.

Григорий КУБАТЬЯН

Помогли броня и каска. На несколько секунд стало нечем дышать. Окровавленный и контуженный, на четвереньках Алексей выбрался наружу, чтобы прийти в себя и перевязать раны. В итоге вход в подвал завалили, чтобы избежать новых жертв. А осколки до сих пор остались в руке, шея поворачивается с трудом. А иногда перехватывает дыхание.

- Меня зашили обычными медицинскими нитками, — вспоминает Алексей.

Для сапёра две ошибки — уже слишком много. Вот тогда-то Алексей тогда и решил, что хватит, пусть минами занимается… электрическая машина.

Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

Самодвижущиеся гусеничные тележки Алексей передаёт бесплатно знакомым сапёрам. И сам ездит на передовую смотреть, как они работают.

Григорий КУБАТЬЯН

До этого момента Алексей знал о роботах лишь то, что они помогали Люку Скайуокеру из «Звездный воин» найти принцессу Лею. Так что обычному инженеру-строителю пришлось изучать новую профессию.

У армейских сапёров есть большие инженерные роботы типа «Урана». Но они дорогие, уязвимые и их мало. Таких можно использовать в тылу. А что делать бойцам на передовой, когда нужно пройти через мины? Ног-то всего две, а жизнь и того одна.

А теперь еще и сверху не безопаснее — дроны-камикадзе один за другим пикируют на голову. Как бы помогла парням быстрая и дешевая самодвижущаяся тележка!

Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

По сути, это просто грузовая платформа, простая и неприхотливая.

Григорий КУБАТЬЯН

- Мы должны беречь людей, — убеждает меня Алексей. — Пусть лучше воюют роботы.

В его дачном гараже всё как в голливудском кино про гениев: висящие на стене инструменты, широкий стол-верстак, школьная доска, на которой мелом написаны загадочные формулы. А в углу стоят боевые роботы. Алексей собирает их сам, без помощников. Но поддерживает контакты с другими воронежскими «кулибиными»:

- Я сварил тележку, купил два электромотора, как на китайских велорикшах, заставил их синхронно вращаться, — показывает он. — Никогда не делал раньше подобного. Но если чего-то не понимаю, то открываю книгу и читаю.

Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

Помещается в кузов пикапа. Доставляет на передовую боеприпасы, воду, продукты.

Григорий КУБАТЬЯН

И ладно бы он собрал одного такого! Меньше чем за год с его «конвейера» вышло десять машин. Половина денег, потраченных на комплектующие, — добровольные пожертвования, другая — страховые выплаты за два ранения. В буквальном смысле «кровные» деньги пошли на то, чтобы защитить от ранений и гибели других парней.

Самодвижущиеся гусеничные тележки Алексей передаёт бесплатно знакомым сапёрам. И сам ездит на передовую смотреть, как они работают. Так сказать, контроль качества.

По сути, это просто грузовая платформа, простая и неприхотливая. «Безэкипажная инженерная машина», сокращённо БИМ. Зелёный БИМ, чёрные гусеницы. Помещается в кузов пикапа. Доставляет на передовую боеприпасы, воду, продукты. Может проехать по посадке и снять растяжки. Или вывезти с поля боя сразу двух раненых — мощности хватит.

Пехотная мина тележке не страшна, а для танковой она слишком лёгкая — 150 кг. Выдерживает столкновение с дроном-камикадзе и способна продолжить движение. Управляется дистанционно.

Наблюдение ведётся с квадрокоптера, который работает с наземным роботом в паре. Из-за этого первую пару дронов, воздушного и наземного, сапёры в шутку прозвали «Евой» и «Валли», в честь героев мультфильма. Воздушный выполняет роль ретранслятора, так что наземная платформа может уехать больше чем на 5 километров и благополучно вернуться на базу.

Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

Пехотная мина тележке не страшна, а для танковой она слишком лёгкая — 150 кг.

Григорий КУБАТЬЯН

Первый «Валли» погиб под Дзержинском в прошлом году, но успел выполнить работу. Безутешная «Ева» ещё некоторое время летала над его дымящимся железным телом. Но в искрах сварки в воронежском гараже уже рождались его более совершенные братья.

На платформу можно поставить вооружение. И тележка превратится в тачанку, а то и в лёгкую танкетку. Но пока такой задачи нет — машина инженерная, а не боевая. Хотя украинский аналог такой платформы уже использовался в бою (в феврале на покровском направлении был первый задокументированный случай гибели нашего солдата от крупнокалиберного пулемёта, установленного на вражеского боевого робота). Алексей видел его внутренности — ничего особенного, его — совершеннее, хотя на Украину работает военная индустрия НАТО. А Алексей в гараже один. Лишь иногда к нему на дачу приезжает жена, чтобы накормить закопавшегося в железе изобретателя.

Из гаража «Кулибина» вышла уже третья модификация БИМа. В каждой новой — больше сотни изменений. Могло бы быть и больше, и проще, будь у нас своя элементная база. Но вся электроника, увы, китайская. А приходящие из Поднебесной детали не всегда достойного качества.

- В России, например, не производят электрические моторы, — вздыхает изобретатель. — Хотя, когда я был маленький, в каждом детском магазине лежал моторчик за 1 рубль 50 копеек. Крутился от батарейки. Можно было приделать к нему колесики, и он ехал.

Ближайшая задача Алексея — научиться делать собственные колёса. А потом добиться герметичности корпуса, чтобы робот мог идти по воде. Чертежи и схемы он строит на бумаге, не пользуясь компьютерными программами.

- Я как Леонардо да Винчи, рисующий несуразные картинки с винтокрылыми машинами. Но ведь работают! — шутит Алексей. Говорит, занимается «гаражным танкостроением». В духе 30-х годов прошлого века.

Самодельные роботы спасают жизни: как сотрудник противоминного центра создает инженерные машины для опасной работы в зоне спецоперации

Наблюдение ведётся с квадрокоптера, который работает с наземным роботом в паре.

Алексей не страдает от того, что работает один, но всё мечтает о своём КБ, и чтобы в нём непременно работали молодые люди. Одну из своих машин хочет подарить курсантам военного училища.

Нашу молодежь слишком долго учили быть «уникальными снежинками», то есть быть красивыми, изнеженными, самовлюблёнными, объясняет он. Теперь другое время, трудное. Нужно учиться быть сильными и умными. Чтобы, защищая интересы страны, уметь не только стрелять, но и собрать боевого робота в гараже.