До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог

Распоряжением Правительства России № 768-р от 31 марта 2025 года утвержден шестилетний план дорожной деятельности в РФ. Согласно этому документу за 2025–2030 годы планируется построить и реконструировать свыше 1,9 тыс. км федеральных (из них 1,4 тыс. км – силами Федерального дорожного агентства) и 1,7 тыс. км региональных трасс, в том числе порядка 900 км дорог на сельских территориях.

Данный комплексный план станет основным руководством для работы Федерального дорожного агентства на ближайшие годы и ключевым инструментом для реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Напомним, что все работы по строительству и реконструкции федеральных трасс ведутся в рамках федерального проекта «Развитие федеральной сети» упомянутого нацпроекта.

Благодаря реализации шестилетнего плана доля находящихся в нормативном состоянии федеральных трасс, дорог опорной сети и крупнейших городских агломераций должна составить 85 %, а соответствующий показатель для дорог регионального или межмуниципального значения – 60 %.

«В ближайший шестилетний период перед дорожным хозяйством стоит ряд важнейших задач, общая направленность которых – создание по-настоящему современной и безопасной сети автомобильных дорог во всех без исключениях регионах нашей страны. В частности, поручением Президента РФ предусмотрено строительство 50 обходов населенных пунктов до конца 2030 года, из которых 31 будет реализован силами Федерального дорожного агентства. Среди них – строительство обходов Волгограда (1-й этап) в Волгоградской области, Пугачёва в Саратовской области, Дербента и Хасавюрта в Дагестане, Владикавказа в Северной Осетии – Алании, Спасска в Пензенской области, а также Калининграда и Орла. Все это стратегически важные объекты, призванные вывести большое количество транзитного транспорта за пределы населенных пунктов, снизить нагрузку на городские дороги, повысить общий уровень безопасности и улучшить экологическую ситуацию», – рассказал глава Росавтодора Роман Новиков.

Если говорить в целом о работах по строительству и реконструкции федеральных дорог Росавтодора, то уже в этом году планируется ввести 150,6 км подведомственных трасс и 30 искусственных сооружений в их составе общей протяженностью 3 788,6 пог. м.

Например, в Татарстане завершаются работы по реконструкции участков автомобильной дороги М-7 «Волга» общей протяженностью 29,7 км. Реконструкция позволит в два раза повысить пропускную способность дороги и увеличить скоростной режим. Также на участке будут построены четыре транспортных развязки в разных уровнях.

А в Приморском крае работы по реконструкции проводятся на отрезке с 687-го по 703-й км трассы А-370 «Уссури».

Одним из ключевых проектов Юга России, который также реализуется в рамках упомянутого шестилетнего плана, является северный обход города Астрахани в составе автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» – Тамбов – Волгоград – Астрахань. Обход необходим для развития международного транспортного коридора «Север – Юг». Завершить полностью строительство объекта планируется до конца 2028 года.

В настоящий момент уже готово техническое задание на проектирование строительства обхода Мариуполя в составе Р-280 «Новороссия» в ДНР, ведутся мероприятия по заключению госконтракта. Протяженность объекта в четырехполосном исполнении составит 31,7 км. Открыть обход планируется в 2027 году.

Отдельно отметим, что согласно шестилетнему плану дорожной деятельности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях запланировано восстановить автомобильные дороги общей протяженностью свыше 1,5 тыс. км.

Так, в этом году федеральные дорожники планируют в ДНР приступить к реконструкции отрезка трассы «Новороссия» с 131-го по 135-й км и капитальному ремонту участка с 187-го по 219-й км. А в Запорожской области в 2025 году начнется капитальный ремонт участка этой же трассы с 219-го по 255-й км. Завершить перечисленные работы в обоих субъектах планируется в 2027 году.

  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог
  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог

Также в числе крупных проектов правительственной программы дорожной деятельности – строительство и реконструкция автомобильных дорог М-2 «Крым», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», М-10 «Россия», Р-21 «Кола», Р-22 «Каспий», Р-217 «Кавказ», М-4 «Дон», Р-255 «Сибирь», Р-258 «Байкал», Р-504 «Колыма», А-121 «Сортавала», А-181 «Скандинавия» и А-370 «Уссури». Масштабные дорожные работы на некоторых объектах уже начались.

Так, в 2025 году в Челябинской области запланировано открытие движения на участке трассы М-5 «Урал» с 1 564-го по 1 578-й км с четырьмя полосами. Работы на отрезке с 1 578-го по 1 609-й км должны завершиться в 2026 году.

  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог
  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог

В Забайкальском крае идут работы по строительству участка с 484-го по 486-й км федеральной автомобильной дороги А-350 Чита – Забайкальск – граница с КНР, ведущего к грузовому терминалу международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Забайкальск». Завершить работы планируют в этом году.

Отметим, что МАПП «Забайкальск» – это крупнейший автомобильный пропускной пункт на границе с Китаем, важный транспортно-логистический узел России на Востоке.

  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог
  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог

В Мурманской области ведется строительство двухуровневой транспортной развязки на 20-м км подъезда к Североморску в составе трассы Р-21 «Кола» на участке обхода г. Мурманск. Объект возводится на площадке со сложным рельефом, и значительная часть усилий строителей направлена на удаление скальной породы.

Открытие новой развязки станет полным завершением реконструкции обхода г. Мурманск, которое запланировано на 2026 год. Это позволит безопасно распределить транспортные потоки при въезде и выезде из Мурманска, одновременно увеличив пропускную способность и безопасность подъезда к Североморску.

  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог
  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог

В минувшем году начались проектно-изыскательские работы для строительства и реконструкции участков автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» с 454-го по 475-й км в Республике Алтай. В 2025-м планируется начать реализацию этого проекта.

Выбранный для реконструкции участок «Чуйского тракта» – один из наиболее загруженных в регионе. В живописной местности расположено большое число объектов притяжения и туристических баз, в том числе круглогодичный курорт Манжерок. Поток туристов здесь очень большой: в 2024 году ежесуточно здесь проезжало более 14 тыс. автомобилей, а в сезон – свыше 27 тыс.

  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог
  • До конца 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. км автомобильных дорог

Масштабные работы по строительству и реконструкции объектов пройдут и на региональной и местной сети дорог. В частности, в столице Чеченской Республики выполняются работы по реконструкции улицы Асланбека Шерипова – одной из центральных магистралей Грозного. Она обеспечивает движение транспорта со стороны главного въезда в город по трассе Грозный – Ведено – граница Дагестана. Протяженность объекта – 2,6 км. В ходе работ проезжую часть расширят с четырех полос до шести, это значительно повысит пропускную способность магистрали.

Также на улице Асланбека Шерипова идет реконструкция моста через реку Сунжу (72,2 пог. м). Ввод объектов в эксплуатацию позволит обеспечить комфортный и безопасный проезд ко множеству важных объектов, в том числе к комплексу «Грозный Сити», мечети «Сердце Чечни», двум корпусам Чеченского государственного университета им. Ахмат-Хаджи Кадырова, а также к Грозненскому государственному нефтяному техническому университету им. М.Д. Миллионщикова и др.

В Нововятском районе Кирова продолжается строительство тоннеля под Транссибирской магистралью. Общая протяженность объекта с подъездными четырехполосными путями составит 740 м, тоннельная часть – 36 м. Сооружение свяжет между собой районы города Кирова, обеспечит беспрепятственный выезд из областного центра в юго-восточном направлении.

Кроме того, с вводом тоннеля повысится и уровень безопасности участников дорожного движения, поскольку пересечение железнодорожных путей транспортом и пешеходами будет исключено.