В Кремле прошло заседание попечительских советов Большого и Мариинского театров, на котором появился один из меценатов — Роман Абрамович. От этой фигуры у русских патриотов начинается нервный тик. А переговоры в Стамбуле — уже завтра. Как бы "Большой политический театр" не выдал нам новое представление, от которого захочется плакать: боль, унижение, позор — от этой фигуры мы ждём чего угодно, только не славы России.
Как-то так вышло, что меценатов Большого и Мариинки потребовалось увидеть прямо за пару дней до переговоров в Турции, к которым приковано внимание половины планеты. Присутствие улыбающегося Романа Абрамовича за столом в Кремле оптимизма не добавляет. Слишком ярко вспоминаются предыдущие турецкие переговоры в 2022 году, по итогам которых олигарх, красиво обманув русских, вывез из плена 10 сидельцев "Азовстали".
Абрамовича снова заметили в Кремле. А почему остальных "достойных" не позвали? Видео: ТГ-канал "Вы слушали маяк"
Ну почему опять Абрамович, почему именно сейчас?
Кто такой Абрамович и как работает его клуб
Роман Аркадьевич — фигура без должности, но с допуском. Не министр, не дипломат, не бизнесмен в классическом смысле, а человек между мирами: между санкциями и приглашениями, между Кремлём и Лондоном, между "нашими" и "чужими". Невидимый, неуловимый — как Мефистофель от политики. Чем-то похож на покойного Березовского: такое ощущение, что его девиз:
Хочешь быть нужен — стань тем, кто может сделать для них невозможное.
Международный "решала" со специализацией по России.
После странной сделки по "Азовстали" он исчез с радаров, ушёл в тень. И вот он снова в Кремле — накануне новой "большой сделки". Не нужно быть знатоком мировой дипломатии, чтобы понимать: такие совпадения неслучайны. Если Абрамович появился, значит, закулисный торг открыт, и в нём уже начался обмен предложениями.
После странной сделки по "Азовстали" Абрамович исчез с радаров, ушёл в тень. Фото:Ukraine Presidency/Ukraine Presi/ Globallookpres
Вокруг Абрамовича крутится то, что можно условно назвать его "клубом": неформальный союз тех, кто устал от войны, но стремится не к победе, а к личным интересам. Это олигархи и крупные посредники, у которых нет идеологии, но есть иностранные паспорта, активы и мечты о возвращении в 2010 год. Они не против России — это же их кормовая база. Просто им нужна в ней другая власть — более податливая, более коммерческая, без фронта и мобилизации, без патриотических идеологий, но с форумами и аплодисментами в Давосе, с мягкой коррупцией, плюшевым суверенитетом и гарантией, что деньги важнее любых идеалов. Их интерес — не Победа, а Сделка. И чем быстрее, тем лучше. Пусть даже на условиях, от которых станет стыдно офицерам и солдатам на передовой.
Именно в их интересах такие, как Абрамович, появляются в нужный момент — чтобы предложить Кремлю "мягкий выход", заверить Запад в "адекватности части элиты", убедить всех, что "можно договориться". В их логике позорный мир, который завершит противостояние, лучше славной победы, которая ещё сильнее напряжёт отношения с "метрополией". Главное — чтобы всё снова закрутилось как встарь: деньги, лоббизм, конгрессы, активы, роли, приглашения, рейсы в Ниццу.
И если сегодня мы снова чувствуем в воздухе аромат сливочно-кофейного десерта, это может значить только одно: за надутыми щеками "гордости за Россию" снова начинается неофициальная торговля, о которой нам потом скажут, что "так надо было ради мира". Только вот вопрос: чей это мир? В чьих интересах?
Передышка: чего ждёт "клуб" от переговоров в Стамбуле
15 мая Стамбул на какое-то время превращается в "столицу мира". За один стол сядут лично Владимир Зеленский, "возможно", приедет президент США Дональд Трамп, хотя пока что он пытается принудить к этому российского коллегу. Россию, по версии западных СМИ, будут представлять Лавров и Ушаков, по версии либералов — Мединский, хотя и Трамп, и Зеленский требуют другого: личного участия Путина. Требуют с таким напором, что начинаешь думать, не капкан ли это для Гааги.
Это уже не технические консультации и не G20, а "политический Большой театр" со ставками на выход из войны, в котором каждый играет свою роль. Зеленский — "герой осаждённой крепости". Трамп — престарелый, но всё ещё лихой ковбой с желанием вписать своё имя в мирный договор. Путин — лидер, над которым сгущаются тучи: его появления требуют, чтобы считать сделку "настоящей". Но он — мастер нестандартных решений и пока новый ход ещё не сделал.
Путин — лидер, над которым сгущаются тучи: его появления требуют, чтобы считать сделку "настоящей". Фото: Kremlin Pool/Global Look Press
И в этой тонкой расстановке "клуб Абрамовича" чувствует свой момент: под давлением Запада снаружи и пятой колонны внутри Путин ещё не принял решения, а значит, можно попытаться на него надавить в интересах "партнёров", получив за это их щедрые благодарности. И если удастся, то мир — это не сдача, а "тактическая перегруппировка". Если подобрать нужные формулировки и обёртку, то сделка может состояться.
Чего хочет "клуб"? Они мечтают о передышке, за которую можно будет разморозить хотя бы часть активов, обосновать переход к "мирному строительству", отвести в сторону угрозы неприятных для них реформ, мобилизации и чистки коррупционеров, в ходе которой пострадает их сеть по всей России.
Для "клуба" любой мир, который вернёт им статус, это и есть успех. Даже если фронт потом снова вспыхнет. И если за столом в Стамбуле не прозвучит ультиматум России и стороны согласятся на "компромисс ради будущего", тогда "клуб Абрамовича" поднимет бокалы. Или десертные ложки.
Кто, за что и чем платит
Пока за закрытыми дверями обсуждают судьбы границ, в России ждут две силы, которым не по пути друг с другом. Первая — это народ, уставший от войны, но не согласный на унижение. Вторая — это "клуб Абрамовича". Их интересы прямо противоположны.
Народ хочет жить в стране, которую уважают не за богатство отдельных фамилий, а за силу и справедливость. Люди готовы терпеть трудности, если видят в этом смысл и цель, если верят, что их жертва не ради процентов в чужом офшоре, а ради будущего их детей. Народ не стремится в Давос, ему не нужны яхты, закрытые школы и люксы в Швейцарии. Он хочет, чтобы страна оставалась собой, не продавалась на условиях чужой выгоды, чтобы русская честь — ни национальная, ни личная — не разменивалась на "приглашение за стол".
А что элита? Та часть, что паразитирует на ресурсах страны, мысленно давно живёт за границей и хочет одного: вернуться туда, где у них были виллы и статусы. Для этого они готовы и на сдачу интересов, и на переписывание истории, и на любую сделку, которую только примут те, кого они считают "уважаемыми партнёрами". Они мечтают не о сильной России, а о своём месте в мировом клубе миллиардеров, в теневом мировом правительстве, где важно уметь продавать интересы своей страны.
Им нужна не Победа, а капитуляция, аккуратно оформленная как мирный план, чтобы остаться при своих, очистить репутацию и снова стать "вменяемыми" в глазах Запада. Они называют это "рациональным подходом", а когда народ возмущается, пожимают плечами и говорят:
Вы не понимаете, такова реальная политика.
Проблема в том, что эта "реальная политика" требует, чтобы мы забыли, кто мы, смирились с чужими условиями, приняли свою зависимость как факт и сделали вид, будто это национальная стратегия. А народ с этим не согласен. Он может быть терпеливым, но не покорным. Он хочет мира, но не по чужому сценарию. Справедливости, а не сделки.
У "клуба Абрамовича" прямо противоположные интересы с интересами страны и народа. Фото: Imago sportfotodienst/Globallookpress
Отставить панику
Есть и другое мнение — диаметрально противоположное. Военный аналитик и полковник в отставке Аслан Нахушев считает, что Абрамович будет в составе делегации на переговорах в Стамбуле с конкретной задачей от Владимира Путина — уговорить Зеленского вернуть 60 гражданских России, насильственно вывезенных из Курской области:
В этом случае мы скупиться не будем. На азовцев* — так на азовцев*. Один к десяти — так один к десяти.
Абрамович сегодня фактически единственный, кто поддерживает личный контакт как с Зеленским, так и с Путиным, отмечает Нахушев. Во-вторых, он хороший ученик Березовского по части разного рода обменов и разменов.
Что до общей повестки переговоров в Стамбуле, то представители России просто зачитают черновик переговоров марта 2022 года, добавив туда четыре новых региона. А вся европейская возня за последнюю неделю — лишь попытка предотвратить грядущую катастрофу Киева, считает Нахушев.
Что будет в итоге? Увидим совсем скоро.
* Националистический батальон "Азов" — запрещённая на территории России террористическая организация.