Жизнь в Донбассе превращается в ад: бензина нет, цены выше, чем в Ростове, а бизнес "схематозы" крутит. Почему так вышло и кто виноват? Очевидно, что дело тут не только во вражеских ударах по НПЗ.
Жители Донбасса давно привыкли жить в условиях постоянных испытаний. Но осенью 2025 года список бед пополнился ещё одним - дефицитом топлива. Бензин в Донецке стоит от 80 рублей за литр, тогда как в Ростове-на-Дону - всего 58-65 рублей. Разница кажется абсурдной, особенно если учесть, что расстояние между городами составляет всего 170 километров, транспортные пути открыты и даже железная дорога в Мариуполь уже работает.
Несмотря на цены, на донецких заправках выстраиваются очереди, а владельцам приходится устанавливать лимит в 40 литров на машину. "Сложно очень стало: если где-то пропустил, не заправился, можно остаться без колёс", - рассказал один из местных автомобилистов.
Обозреватель Владлен Чертинов напоминает:
Донецк - опорный прифронтовой город. И лояльность его жителей сейчас важнее лояльности населения многих других внутренних регионов России.
Но вместо особого отношения местные жители снова чувствуют себя "людьми второго сорта". Сначала годы обстрелов без поддержки наших банков и мобильных операторов, затем массовая мобилизация мужчин, потом - хронические проблемы с водой. Теперь пришёл черёд топлива.
Местные вспоминают, что ещё в советское время отдалённые военные гарнизоны снабжались лучше, чем регионы внутри страны. Сегодня же Донбасс остаётся на обочине.
Фото: Царьград
Логистика или "схематозы"?
Проблемы с бензином объясняют ударами украинских дронов по русским НПЗ. Но обстрелы идут давно, и заранее просчитанные схемы поставок могли бы сгладить последствия.
Казалось бы, давно уже можно было разработать логистические схемы на все, в том числе критические, крайние случаи. Но вместо логистических схем мы видим финансовые "схематозы",
- отмечает Чертинов.
И действительно, картина парадоксальная. Пока жители Донецка отслеживают бензин по Telegram-каналам, русские энергокомпании продолжают поставлять энергоресурсы в Венгрию и Словакию. А оттуда топливо уходит на Украину. По данным немецкого издания Die Welt, компания "Лукойл" в 2022 году обеспечивала до 40% потребностей ВСУ в наступлении под Изюмом и Херсоном. Сам концерн обвинения опроверг, обвинив, напротив, западные СМИ в попытке дестабилизировать обстановку в России. Но неприятные вопросы остались: почему топливо легко попадает к врагу, но не доезжает до Донбасса?
Фото: Shatokhina Natalia/Globallookpress
Ситуация частично объясняется состоянием самого Минэнерго. Последние годы его сотрясают громкие коррупционные дела. Заместители министров один за другим попадали под следствие за злоупотребления, мошенничество и взятки на сотни миллионов рублей. "Не министерство энергетики, а какой-то криминальный клубок", - констатирует Чертинов.
Эта система, заточенная на функционировании на откатах и схемах, явно оказалась не готова к кризису. В результате жители Донбасса платят дороже всех, хотя именно они с 2014 года несут на себе основной груз войны.
Таким образом, формально объяснить топливный кризис можно дронами и повреждёнными НПЗ. Но главная причина - в отсутствии политической воли и ответственности. В истории есть примеры, как даже в условиях блокады выстраивались надёжные системы снабжения. Донбассу нужна честная, продуманная система обеспечения, в которой интересы фронтового региона стояли бы выше прибылей олигархов.
А пока же жизнь в Донбассе действительно превращается в ад, и не только из-за обстрелов. Люди, которые одиннадцать лет терпят лишения, сталкиваются с равнодушием и "схематозами" там, где должны чувствовать поддержку.